воскресенье, 20 апреля 2014
Кое-что окольными путями начинаю находить о дяде - папином брате. По документам он был в 462-м стрелковом полку, погиб 18 июля 1941 г., похоронен на высоте 1167 в КФСССР. По словам папы брат был командиром отряда подводной разведки.
centralsector.narod.ru/arch/168_1.htmmyfront.in.ua/krasnaya-armiya/divizii/strelkovy...отрывок
читать дальшеНа рассвете 2 июля 1941 года немецко-финские войска перешли в общее наступление. На левом фланге дивизии в районе Растилахти противник в течение всего утра вел интенсивный артиллерийско-минометный огонь. Вскоре враг окружил погранзаставу. Пограничники под командованием политрука А.Д. Гарькавого заняли круговую оборону и отражали атаки наседавшего врага, во много раз превосходившего их в силах. Они держались несколько часов, пока на выручку им не подошли подразделения 462-го полка.
3 июля противник ввел в бой свои главные силы. Только против 168-й стрелковой и двух соседних дивизий он бросил в наступление три армейских корпуса. Бои становились все ожесточеннее. Главный удар враг наносил в стык 7-й и 23-й армий, стремясь прорваться к северо-западному побережью Ладожского озера, расчленить две советские армии и уничтожить их по частям. Части дивизии оборонялись весь день и ни на одном участке не отступили.
4 июля противник продолжал наращивать удар на левом фланге дивизии. Силами двух пехотных полков ему удалось прорвать оборону в районе населенных пунктов Растилахти, Сикопохья, Менсуваари и окружить 2-й батальон 461-го полка — соседа слева. Враг стремительно развивал наступление на город Лахденпохья, угрожая выходом в тыл 462-му полку дивизии. Комполка Кашинский немедленно выдвинул вперед свой 3-й батальон и приказал его командиру капитану Ф.И. Макарову контратаковать врага.
5 июля полковник Бондарев ввел в бой свой второй эшелон — 260-й стрелковый полк. Все его подразделения были посажены на автомашины и переброшены из района Сортавалы к месту прорыва.
Два дня длились кровопролитные бои. Одна контратака воинов дивизии сменялась другой. К вечеру 7 июля прорвавшаяся группировка противника была разгромлена. Враг оставил на поле боя только убитыми более 500 человек. После этого боя 260-й полк был снова выведен в резерв командира дивизии и занял оборону во втором эшелоне в районе Рюттю. Бондарев поставил перед Алексеевым задачу: в случае прорыва противником обороны прикрыть район Рюттю — Сортавала.
Потерпев неудачу на левом фланге 168-й дивизии в районе Растилахти — Лахденпохья, враг перенес свой удар на правый фланг, стремясь захватить населенные пункты Маткаселькя и Сортавала.
На правом фланге дивизии — от населенного пункта Вяртсиля до озера Кангас-ярви — занимал оборону 402-й Краснознаменный стрелковый полк подполковника Ермакова. Его поддерживали 412-й гаубично-артиллерийский полк и 60-й отдельный истребительный противотанковый артиллерийский дивизион капитана Черкасова.
10 июля ценой больших потерь финнам удалось вклиниться в оборону на участке 402-го полка в районе поселков Туртила и Яккима.
12 июля противник существенно усилил нажим на этом участке фронта — в бой вступила свежая 11-я финская пехотная дивизия. Против нее комдив выставил испытанный огнем 260-й стрелковый полк. Три дня между государственной границей и озером Янисъярви не стихали ожесточенные бои. Финны атаковали по нескольку раз в день, не считаясь с потерями. И всякий раз натыкались на непоколебимую стойкость бойцов Красной Армии.
13 июля во второй половине дня противник вновь перешел в наступление. Не сумев прорвать здесь оборону, противник на второй день наступления предпринял обходный маневр с флангов. Преодолев болотистую местность, он сумел 16 июля окружить 2-й батальон, которым командовал бывший командир роты лейтенант И.И. Шишера, и 1-ю батарею лейтенанта В.И. Нарышкина.
Вечером 14 июля противнику удалось подобраться к командному пункту полка. Командир 260-го полка полковник Алексеев собрал для отражения врага все наличные силы: Стрелковую роту, находившуюся в резерве, бойцов спецподразделений — и лично повел их в контратаку. В том жестоком бою командир полка погиб. За проявленное мужество и личную отвагу он посмертно был награжден орденом Ленина. А полк, который возглавил майор Брыгин, продолжал контратаковать противника, который стремился перерезать дорогу Маткаселькя — Сортавала и окружить 402-й стрелковый полк. На участок прорыва был брошен отряд заграждения — дивизионные саперы. В ночь на 18 июля 260-й полк и 3-й батальон 402-го полка успешно контратаковали противника, отбросили его назад и заняли Саркисюрья.
10 августа войска Карельской армии финнов начали новое наступление. Свой главный удар они наносили на лахденпохском направлении. Финны решили вклиниться на стыке 462-го и 708-го полков — соседа слева, входившего в состав 115-й дивизии. После упорных боев противник прорвал оборону 708-го стрелкового полка. Ведя тяжелые оборонительные бои, сосед слева отошел в полосу обороны 168-й стрелковой дивизии. В этот же день финны овладели городом Лахденпохья и вышли на побережье Ладожского озера, отрезав 168-ю дивизию от войск 7-й и 23-й армий. Советские воины не отступили, но оказались в полуокружении. Теперь только Ладога связывала их с «Большой землей».