О ХРАМЕ и не только
читать дальшеХрам Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Белоснежные, узорчатые стены церкви радуют глаз своей нарядностью. Когда-то давным-давно, похожая на высокий сказочный терем, окруженная садами и деревянными избами, она была видна издалека. Сейчас она заслонена серостью московских домов, стиснута ночными клубами и казино, но люди, гуляющие но Страстному бульвару или спешащие по делам по Малой Дмитровке, оборачиваются, замедляют шаг, любуются ее красотой — естественной, не перебитой неоновыми рекламными мигалками. Заходят внутрь, ставят свечи, молятся у любимых икон и выходят преображенными. И их снова и снова сюда тянет, потому что здесь истинное утешение, здесь надежда и душевный покой. Но многие из приходящих в храм людей не догадываются, что это белокаменное чудо — церковь с уникальной архитектурой и удивительной биографией.
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Феодор Батарчуков любезно согласился поделиться с читателями журнала информацией о прошлом и настоящем храма.
— Отец Феодор, почему в России так много храмов построено в честь Рождества Пресвятой Богородицы?
— В глубокой древности зародилась традиция устанавливать памятники. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами. В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и, в особых случаях, храмы, в том числе и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На протяжении всей своей истории, начиная от Крещения Руси, наш народ считал Богородицу Покровительницей земли Русской, уповал на Ее помощь не только в ратных подвигах, но и в житейских делах: Она защищала от пожаров, облегчала роды, утешала и оберегала от врагов. Она первая из всех людей удостоилась услышать от Ангела: радуйся, Благодатная! День Рождества Пресвятой Богородицы принес радость всему миру, потому что от Нее родился Податель нескончаемой радости. «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный», — поют в храмах каждый год 21 сентября. Эта радостная праздничность и чистота как раз присутствуют в архитектурном облике нашего храма.
— Как появилась в Москве эта необычная церковь?
— В древности, на том месте, где сейчас начинается улица Малая Дмитровка (между «Пушкинским» и «Ленкомом»), располагалось урочище Путники: здесь расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь же находился Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели «путинки» — кривые улочки и переулки. На этом месте, по преданию, еще в XIV веке был основан деревянный двуглавый храм. Каменный храм на месте деревянного начали строить после большого московского пожара 1648 года. В ходе строительства каменного храма был построен первый на Руси придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», оберегающей от пожаров. Об этом ходатайствовал по просьбе прихожан перед царем Алексеем Михайловичем сам Патриарх Иерусалимский Паисий, приехавший в 1649 году в Москву. После перестройки трапезной части (в начале XVIII века) появился придел во имя великомученика Феодора Тирона — покровителя постящихся.
— Ваша церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестовокупольных храмов. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об архитектурной уникальности памятника.
— XVI век примечателен появлением в Москве своеобразных храмов, имеющих шатровое покрытие, то есть покрытие в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Таковы, например, храмы Вознесения в Коломенском и храм Василия Блаженного на Красной площади. Праздничная нарядность, разнообразие форм и обилие цвета являлись характерной чертой русской архитектуры той поры и сохранялись до конца XVII века. Конструкция шатровых храмов-памятников, с высоким, издалека заметным силуэтом, но небольшим внутренним пространством, была рассчитана на ограниченное число молящихся. Почти все шатровые храмы XVI века имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Каждый шатер имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника.
Что касается основного храма Рождества Богородицы, то он невелик. Помещение, предназначенное для молящихся, представляет собой сильно вытянутый и поперечно ориентированный прямоугольник. Оно перекрыто сомкнутым сводом слегка стрельчатых очертаний, а снаружи увенчано тремя шатрами, стоящими на глухих барабанах. С востока к нему примыкают низкие апсиды, с запада — обширная невысокая трапезная, сдвинутая к югу от главного храма. Юго-восточный угол трапезной завершается приделом. С севера к трапезной и храму примыкает придел Неопалимой Купины с декоративным шатром на световом барабане, за ним у северной стены храма возвышается шатровая колокольня.
Все составные части церкви обильно украшены декором, поражающим своим разнообразием. В завершении наличников используются треугольные и полукруглые фронтоны. В убранстве верхних частей церкви встречаются «стрелы» и традиционный аркатурно-колончатый поясок на барабане придела. Изобилие декора, различного на разных фасадах и разных частях постройки, соответствует асимметрии композиции и создает впечатление деятельной, напряженной и автономной жизни его элементов в целом. Эта автономность декора проявляется и в его смелых и прихотливых сдвигах по вертикали и горизонтали. Горизонтальная тяга как бы разрезает здание на две половины и не только придает ему ложную двухэтажность, но и продолжает в вертикальном измерении мотив «наборности», многосоставности, заложенный в планировке церкви.
— Нарушения закономерностей строения, логики конструкции в этом памятнике, видимо, являются умышленными. Не свидетельствует ли это отрицание изысканного равновесия об обмирщении архитектуры того времени?
— Пространство византийского храма издревле представлялось неравноценным по степени святости: наиболее святой частью был алтарь, затем шла примыкающая к нему зона алтарной преграды, предназначенная для клира. Основное пространство церкви символизировало собой землю, предназначенную для «верных», а галереи — мир, еще не просвещенный христианством. Храмовый интерьер словно составлялся из параллельных слоев, причем наличие галерей или западного притвора в церкви являлось желательным, но не обязательным. В церкви же Рождества Богородицы в Путинках фактически изъята и средняя зона — пространство для молящихся. Расстояние между солеей и западной стеной храма равняется трем метрам, а вся площадь, отведенная прихожанам, составляет приблизительно сорок квадратных метров. Для каменного храма это очень малая величина. Но интерьер церкви Рождества Богородицы свидетельствует не об «обмирщении», а, напротив, об «оцерковлении» архитектуры — ведь сокращается не восточная, наиболее сакральная, часть храма, а западная, за счет чего молящийся приближается к солее и более тесно включается в церковное действо. Такое решение интерьера соответствовало интимности религиозного переживания.
— Как протекала жизнь храма с XVII по ХХ век?
— Относительно спокойно. Во время войны 1812 года наша церковь не пострадала, лишь на две недели прекратились богослужения. После революции 17-го года волна потрясений, захлестнувшая страну, коснулась и храма Рождества Богородицы в Путинках...
В 1938 году храм закрылся. Божией милостью он не был разрушен, но на долгие годы в храме воцарилась мерзость запустения. В здании располагались конторы, затем находился репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959–1960 годах под руководством архитектора Свешникова была проведена комплексная реставрация. Свешников со своими помощниками буквально по кирпичу перебрал все здание от фундамента до куполов и подробно описал все периоды строительства. Храму был возвращен его первоначальный вид, который он имел на рубеже XVII–XVIII веков, а на древнем фундаменте XVII века было восстановлено шатровое крыльцо. Благодаря этой блестящей работе — образцу научной реставрации, удалось сохранить и восстановить здание храма с его удивительной архитектурой.
Но прошли еще долгие годы, прежде чем в древних стенах храма снова зазвучали слова молитвы. Первая Божественная Литургия после пятидесяти лет забвения была совершена 24 августа 1991 года, то есть сразу после путча, в праздничные дни Преображения Господня, и это символично.
В 1990 году возвращенный Московской Патриархии храм стал Патриаршим подворьем, а настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), злодейски убитый в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года в своей квартире в Москве.
— Вы являетесь настоятелем храма с 1991 года. В каком состоянии находилась церковь, когда ее возвратили Московской Патриархии?
— К 1990 году из прежнего убранства ничего не сохранилось, иконостас, иконы — все исчезло. Восстанавливать храм пришлось буквально с нуля: были заново переложены полы, расписаны стены, сооружен новый иконостас, закуплена новая утварь, некоторые иконы пожертвовали церкви прихожане, другие написаны специально по нашему заказу. Церковь восстанавливалась практически всем миром. Мы благодарны всем, кто помогал и помогает нашему храму, и молимся, чтобы милость Господня пребывала на всех заботящихся о Доме Божьем.
— А как храм живет в настоящее время?
— За прошедшие четырнадцать лет восстановлены все три придела. Вдвух регулярно совершаются богослужения. Храм притягивает людей не только великолепием внешнего вида и древностью, но и особой, теплой атмосферой, царящей внутри. Храм помогает заключенным, окормляет социальный приют для детей и подростков СВАО «Отрадное». Многих воспитанников приюта часто можно видеть на службах в храме. В приюте находятся дети из неблагополучных семей, не видевшие ласки и заботы, обделенные вниманием со стороны родителей, поэтому нетрудно догадаться, с каким нетерпением ждут ребятишки возможности побывать у нас. По выходным дням в приделе «Неопалимой Купины» проводятся духовные лекции, желающие могут попасть на бесплатные консультации к православным врачам, которые тоже являются прихожанами нашего храма. Организуется библиотека и воскресная школа для детей и взрослых.
— И последний вопрос. Каково значение Церкви в современном мире?
— Для наглядности возьмем опять же наш храм. Он расположен в уникальном месте — столько казино, ресторанов и игорных клубов, как здесь, не сосредоточено, кажется, нигде в Москве. Храм буквально со всех сторон окружен ими. Находясь в эпицентре светской жизни, он выглядит оазисом чистоты и здравомыслия в пустыне греховного игорного азарта, который своими рекламными огнями заманивает людей в небытие. Некоторые предпочитают там и оставаться, но многие людские души не выдерживают духовной опустошенности и в конце концов оказываются в храме, на исповеди у священника. Церковные колокола возвращают людей к Богу, а значит, к жизни. Служение Церкви в мире являет собою материнскую заботу о том, чтобы люди были ограждаемы от разрушительного влияния зла, чтобы они не теряли надежды на вечное спасение и шли к нему тем путем, который Церковь указывает. Чтобы чада Христовы преодолевали козни князя мiра сего. Эти же слова могут стать той основой, на которой зиждется служение Православной Церкви: не ради популярности, но ради следования истине Христовой, без заведомо ложных обещаний недостижимого благополучия и несокрушимого здоровья, но ради помощи в преодолении скорбей. Православная Церковь должна осуществлять свое служение в мiре в соответствии с учением Христа, сказавшего, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» и что Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Важно, чтобы это служение, как миссионерство, так и церковное благовестие и благотворительная помощь нуждающимся в ней, осуществлялось в духе евангельской свободы, а не как прием, способствующий привлечению в Церковь новых людей. Если люди увидят в нас отблеск правды Христовой и вечной жизни, то они сами потянутся в Церковь, потому что любовь к Богу заложена в сердце каждого. И слава Богу, что дорога, ведущая в храм для молитвы, для обновления, для спасения души и наследования жизни вечной, всегда открыта!
— Благодарим вас, отец Феодор, за беседу.
Беседовала Мария СИДАКОВА
Жаль, что улочка узкая Целиком не сфотографировать...